— Четыре с половиной года он возглавляет Национальную библиотеку Сечени (ОСЗК), которая с июля работает под эгидой Центра публичных коллекций Венгерского национального музея (MNMKK). Как вы оцениваете потраченное время?
Управление национальной библиотекой – огромная честь и задача, требующая настоящей командной работы. Очень приятно, что я могу доверять библиотечному сообществу, соруководителям и сопровождающему. С самого начала я считаю нашей важнейшей задачей сделать национальную библиотеку еще более открытой, сделать более заметной нашу деятельность, работу и результаты работающих здесь прекрасных коллег. Нам предстоит еще много работы, но мы добились большого прогресса, например, в области цифровизации. В лучшие годы до 2020 года мы оцифровали один, а в 2023 году — тринадцать миллионов страниц. С такими показателями мы относимся к самому узкому европейскому лидеру, через несколько лет хотим быть в авангарде мира. Цифровизация преследует двойную цель. Одним из них является долгосрочное сохранение, которое наше обязательство распространяется не только на физические копии, но и на цифровые объекты. Нам необходимо сохранить наши цифровые активы в таком формате, чтобы их можно было конвертировать десятилетия спустя. Другая задача – обеспечить широкий доступ к цифровому контенту через онлайн-контент-сервисы в соответствии с соответствующей правовой средой. Этим летом мы добились большого прогресса в этой области.
«Что именно это значит?»
— Мы запустили сервис MEK+, родственницу Венгерской электронной библиотеки, чтобы сделать контент, защищенный авторским правом, доступным для читателей.
С этой целью в библиотеках, входящих в венгерскую библиотечную систему, в часы работы соответствующих учреждений в закрытой сети библиотечных компьютеров пользователи могут получить доступ к трем миллионам страниц оцифрованных книг, в настоящее время насчитывающим 12 000 томов, на простой и удобной основе. удобный, дружественный интерфейс. Сюда также будут загружены исследовательские материалы, защищенные авторским правом рукописи и переписка. Таким образом, мы можем предоставить бесценное венгерское книжное наследие всем гражданам. Мы постоянно развиваем сервис и в ближайшее время добавим более тридцати тысяч томов. Мы находимся на пороге цифрового бума, о котором я впервые говорил несколько лет назад, который в значительной степени способствует культурной доступности.
– Они также приняли участие в другом интересном проекте – создании Дома Венгрии в Брюсселе, который служит одним из мест председательства Венгрии в Совете Евросоюза, начавшегося 1 июля. Я понимаю, что книжная коллекция, созданная сотрудниками библиотеки, является диковинкой не только в ЕС, но и во всем мире.
– Это был один из его любимых и самых сложных проектов прошлого года. Министерство иностранных дел и торговли обратилось к нам с просьбой создать библиотеку для Дома Венгрии в Брюсселе, которая бы представляла достижения венгерской художественной литературы, искусства и науки на всех официальных языках Европейского Союза по случаю председательства в ЕС. .
Мы составили библиотеку из трех тысяч томов, подбор и приобретение которой само по себе было необыкновенной задачей. Хоть мы и не особо об этом говорим, в Венгрии со времен Средневековья существовала книжная культура мирового уровня, поэтому нашей целью было каким-то образом это показать. Таким образом, на полке появилась и настоящая книжная редкость: один из самых красивых кодексов в библиотеке короля Матьяша, декоративный экземпляр Филострата-Корвины.
библиотека
«Если вы уже воспитали Корвинов, какой смысл возвращать их домой?»
– Эдина Жупан, ведущий исследователь корвины, координирует приоритетный проект под названием программа Корвина . Мы не можем собрать подлинные экземпляры всей коллекции, поскольку немногим более 220 томов пережили бури истории, то есть девяносто процентов корвин были уничтожены или утеряны. Эти кодексы являются одними из самых внушающих страх сокровищ одного хранилища в любой точке мира. С 2022 года мы уже сделали доступной в электронном виде более половины библиотеки Corvina , но наша цель — загрузить все оставшиеся кодексы на сайт Corvina.hu, созданный в 2018 году . Обычно мы не указываем точное количество сохранившихся корвин, поскольку их экземпляры находят и сегодня. Несколько лет назад итальянский исследователь доказал, что во флорентийской Лауренциане спрятано несколько кодексов, которые по внешним признакам однозначно относятся к Корвине. Это возможно, потому что Матьяш производил рукописи не только в мастерской библиотеки Корвина в Буде, но и за рубежом. Он заказал из Флоренции много корвин, которые так и не прибыли в Буду из-за ранней смерти правителя, но эта коллекция также является частью виртуальной библиотеки.
– Уже доступна статистика национальной библиотеки за 2023 год. Какую тенденцию он показывает по сравнению с предыдущими годами?
— В последние годы мы поставили обработку библиотечных статистических данных на новую основу. Теперь мы можем сообщить предварительные данные через несколько недель после окончания периода сбора данных. Окончательные цифры станут известны поздней осенью, но некоторые выводы мы уже можем сделать.
После спада, вызванного эпидемией коронавируса, можно наблюдать рост данных книжного кредитования. В Венгрии в 2023 году 1,5 миллиона граждан пользовались библиотеками (кстати, столько же покупали книги) и брали напрокат 16 миллионов томов. Особенно важно, что десятая часть этого приходится на населенные пункты с населением менее пяти тысяч человек!
Мы также знаем, что количество аренд в некоторых городах превысило значения 2019 года. Таким образом, агрегированные данные обнадеживают по сравнению с предыдущим годом или двумя, но мы не должны забывать, что до 2019 года наблюдалось непрерывное снижение. Окончательные цифры и более глубокий анализ покажут, каким областям следует уделять еще больше внимания развитию книжной культуры.
— Деметра Сцилард, президент Центра публичных коллекций Венгерского национального музея ( MNMKK ), заявила 30 июля при передаче архивного склада в Пилишчабе, что это учреждение также может быть нашей крепостью против забвения. Как вы это видите?
– Мы уже использовали много разных символов для этого заведения. Я сам назвал его великим храмом национальной текстовой культуры, а Деметра Сцилард назвала особое здание, спроектированное Тури Аттилой Кошутом и архитектором, лауреатом премии Ybl и открытое министром культуры и инноваций Балажом Ханко, особой капсулой времени. Важно подчеркнуть, что фонды национальных библиотек во всем мире постоянно значительно увеличиваются. Ведь их задача – в полной мере собрать и сохранить документы собственной культуры. Вот почему все национальные библиотеки стремятся иметь склад, где хранятся их «железные» копии, то есть документы, подлежащие постоянному хранению.
Редко в истории национальной библиотеки строится склад такого масштаба, и каждое десятилетие во всем мире встречается лишь несколько подобных примеров.Только что к нам в гости приехали наши хорватские коллеги. Эти учреждения повсеместно работают отдельно от штаб-квартир национальных библиотек, например, в Норвегии и Великобритании. Архивный склад ОСЗК — как одна из крупнейших инфраструктурных инвестиций в истории учреждения — может не только удовлетворить потребности ОСЗК, но и решает вопрос размещения библиотек-членов МНМКК, созданных 1 июля. Всего в ожидании документов находится 81 речной километр шельфов. В первом раунде мы разместим 35 километров материалов из нашего центрального здания и двух внешних складов, которые теперь можно ликвидировать. Если все пойдет хорошо, то вместимости склада хватит на это столетие. В многофункциональном здании также расположены серверная комната и реставрационная мастерская. Таким образом, также обеспечивается долгосрочная сохранность и обслуживание.
— В этом году исполняется 222 года со дня основания национальной библиотеки графом Ференцем Сечени. Как они отмечают юбилей?
— Мы отмечаем 222-й год существования Национальной библиотеки трехтомным критическим изданием Молитвенного кодекса, шестым томом совместного критического издания стихов Петефи с Институтом литературных исследований, «Кепес хроника» и одним из наших самых красивых corvinas, Кодекс Филострата. Осенью мы также разрабатываем MEK+ и постоянно расширяем наши услуги цифрового контента.
Еще 1152 прекрасных современных карты были добавлены в Földabrosz, значительную частную коллекцию Лайоша Сантая и Белы Салаи, которая теперь доступна в цифровом формате. Уникальная карта венецианского мастера Паоло Форлани, единственная известная в мире, с изображением поля битвы в Венгрии 1566 года, года осады Сигетвара. Кроме того, переписка Ади и Леды, тысячи современных экслибрисов и современных брошюр ждут, чтобы они были доступны публике в цифровой форме.
Я считаю, что впереди у нас как минимум столько же напряженных четырех с половиной лет, сколько осталось позади.
– Какой вы видите национальную библиотеку будущего?
— Двести пятьдесят лет назад отец-основатель национальной библиотеки Ференц Сечени определил главную задачу: собирать, обрабатывать, сохранять и делать доступными для обучения других все произведения, связанные с венграми. Эту задачу нам придется решать и в будущем.
Что действительно отличает ОСЗК 2030 года от ОСЗК 2020 года, так это то, что мы будем у всех на полках: со следующего года национальная библиотека станет бесплатной, и мы предоставим в аренду почти миллион книг, которые были получены. со времени приказа об обязательном копировании 1952 года и существуют как минимум в двух экземплярах.
Также у нас есть планы сделать возможным доступ к контенту МЕК+ в следующем году не только в стенах отечественных библиотек, но и по всему Карпатскому бассейну в целом. Мы — библиотека для каждого.
– Как вы думаете, объединение с МНМКК этому поможет?
– MNMKK – это головная организация пяти крупных музеев и национальной библиотеки, которая предоставляет возможность для совместного мышления и планирования, а также для представления культурных ценностей, хранящихся в наших учреждениях-членах, с использованием единого подхода. Как говорила Деметра Сцилард: в конечном счете, есть венгерская публичная коллекция, о которой заботятся отдельные учреждения. Одна из важнейших задач специалистов по публичному коллекционированию – показать это богатство во всей его сложности, для чего МНМКК предоставляет хорошую возможность.