- События дня

Европарламент проголосовал за ужесточение мер

Европейский парламент проголосовал за предложение резолюции, которое касается ситуации с верховенством закона в Венгрии и фактически представляет собой полномасштабную политическую атаку на венгерское правительство.

За это проголосовали 345 депутатов, против — 104, воздержались — 29.

Наиболее важные пункты нынешней резолюции :

Парламент пригрозил Европейскому совету, пусть они решат, что Виктор Орбан не станет временным президентом Европейского совета в 2024 году.
Они изучают возможность подать в суд на комиссию за предоставление средств Венгрии.
Виктора Орбана осуждают за препятствование поддержке, которую он хочет оказать Украине.
Они поддерживают тот факт, что комитет не рекомендовал странам-членам разморозить замороженные венгерские средства.
Они просят комитет не выделять Венгрии деньги из Фонда восстановления до тех пор, пока венгерское правительство не выполнит реформы, отмеченные как вехи.
Более того, они также требуют, чтобы три различные процедуры , с помощью которых были заблокированы средства, причитающиеся Венгрии, рассматривались вместе, и чтобы венгерское правительство получало средства ЕС только после того, как все проблемы будут решены.
Они призывают комитет и совет начать часть процедуры согласно статье семь, которая может фактически приостановить право венгерского правительства голосовать в совете.
Европейский парламент является лишь созаконодателем Европейской комиссии и не может самостоятельно инициировать законодательство. В некоторых случаях то, что они делают, имеет конкретный вес. Примером этого является вотум недоверия, с помощью которого парламент может свергнуть Европейскую комиссию в любой момент. Однако из-за отсутствия возможностей самостоятельной инициативы парламент в основном принимает резолюции и предлагаемые резолюции, подобные сегодняшней. Они не являются обязательными, но отражают политические настроения в единственном органе ЕС, избираемом прямым голосованием. Даже если они не имеют юридически обязывающей силы, парламент все равно может поставить за такими политическими резолюциями политическую угрозу.

В какой-то момент это было сделано с предложением, которое только что было принято. Действительно, парламент обратился к Европейскому совету премьер-министров с просьбой разрешить проблемную ситуацию, возникшую во второй половине 2024 года под руководством совета. Мы уже писали об этом ранее : президент совета Шарль Мишель объявил, что баллотируется на один из мандатов Европарламента, и поэтому раньше покинет совет. Это само по себе создало бы проблемы для лидеров ЕС, но в таких случаях традиционно пост занимает премьер-министр страны, председательствующей последовательно. И это будет Венгрия во второй половине 2024 года. Европейский парламент хочет, чтобы Орбан не был главой совета.

В этом случае они грозят, что парламент предпримет соответствующие шаги. В принципе, это может означать много чего, например, заменять комитет не имеет особого смысла, поскольку срок его мандата истекает, и у парламента здесь тоже нет с ними проблем. В связи с предыдущими угрозами парламент указал, что в этом случае парламент не выполнит свою задачу по сотрудничеству с последующим председательством, что существенно затруднит работу последующего председательства Венгрии и Европейского совета.

Идея о том, что Европейский парламент подаст в суд на Европейскую комиссию за предоставление Венгрии доступа к части фондов ЕС, может представлять собой аналогичную конкретную политическую угрозу. Об этом решении мы также писали ранее : комитет разрешает Венгрии доступ к тем ресурсам, которые не были заморожены государствами-членами с помощью механизма верховенства права. До сих пор эти средства блокировались правилом, называемым горизонтальными условиями отбора, которое встроено в семилетний бюджет. Комиссия увидела, что венгерская судебная система не соответствует принципам ЕС, и поэтому попросила венгерское правительство провести реформы в нескольких областях. Правительство Венгрии сделало это, последние реформы были приняты накануне предыдущего саммита ЕС.

С момента выделения средств несколько действующих лиц в Брюсселе пришли к выводу, что комитет предоставил средства в качестве политической сделки в обмен на снятие вето Виктора Орбана . Нынешняя резолюция не об этом, а о том , что хотя венгерское правительство и провело реформы, они не улучшили существенно ситуацию венгерской судебной системы.

Комитету было предложено объяснить в письменном виде основания, на которых они решили выделить средства. А юридический комитет парламента расследует возможность подать иск на Европейскую комиссию в Европейский суд за передачу этих средств Венгрии на основании правил ЕС. До сих пор об этой идее можно было услышать в основном от Даниэля Фройнда, представителя немецкой Партии зеленых, за которую за нее критиковали и лидера фракции Фидес Мате Кочиша .

Важно отметить, что иск не возбуждается автоматически только потому, что за такое предложение проголосовали. Парламенту придется проголосовать отдельно по иску, если они действительно хотят его возбудить. С другой стороны, это не просто просьба Фрейнда, поскольку подавляющее большинство парламента проголосовало «за».

Нынешнее предложение о процедуре согласно седьмой статье практически не будет иметь никаких последствий. Для инициирования второго пункта седьмой статьи необходимо согласие парламента, но только после поддержки одной трети стран-членов или комитета. Только они могут инициировать процедуру, парламент может, самое большее, попросить их об этом. В настоящее время для этого не так много политических шансов, но в будущем ситуация может измениться.

источник публикации:24

дата публикации 22.01.2024

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *