Кернсток рано лишился матери, которой было всего 23 года, она умерла через две недели после его рождения, а отец, который был уважаемым мастером-строителем и каменщиком, отдал его бабушке и дедушке по материнской линии в Ньергесуйфалу. Кернсток провел здесь свое детство, но начальную и среднюю школу он окончил в столице, а его учителем был историк литературы и эстет Йенё Петерфи, из которого он сделал один из самых ранних известных рисунков.
Основам искусства его обучал его дядя, художник Йожеф Кернсток, преподаватель рисования в Школе промышленного дизайна в Будапеште. В 1888 году он поступил в Училище прикладного искусства, но был исключен оттуда в 1891 году. Затем он продолжил обучение в школе живописи Симона Холлоси в Мюнхене, а с 1893 года посещал Академию Юлиана в Париже.
Вернувшись домой, он в течение трех лет с 1896 года посещал магистерскую школу Дьюлы Бенчура, хотя ее академический дух был ему далек.
С 1897 г. он снова творил в Париже, в 1900 г. путешествовал по Италии и Мазолино, Мазаччо, ид. Он изучал искусство Питера Брейгеля и Рубенса. Свои портреты, выставленные в Мучарноке, он выиграл премию Дьёрдя Рата в 1898 году и стипендию Круга друзей в 1900 году.
Поначалу под влиянием Курбе, Милле и Менье он писал реалистические и натуралистические картины. Свою знаменитую работу своей юности — картину «Агитатор» площадью четыре квадратных метра — он написал в столовой завода в конце 1896 — начале 1897 года. В то время он еще записывал свои картины как «Кернсток», а с 1900 года изменил написание своей фамилии. Другие важные картины этой эпохи — «Буксиры» (1897 г.) и «С работы» (1901 г.). В 1898 году у его двоюродной сестры, а затем жены Илоны Уйвари родился сын-младший. Карой Кернсток, который также стал художником.
С начала века искусство Кернстока все больше подвергалось влиянию импрессионизма, он создал такие пленэрные картины, как «Щелкунчики» (1900), «Девушки на крыльце» (1902) или одну из самых известных своих работ «Сборщики слив» (1901). ).
В 1902 году он разработал фасадную мозаику столичного дома Артура Ледерера, выполненную Миксой Ротом (улица Байза, 42, сегодня торговое представительство России). После этого он выражал свои мысли более просто, стилизованно, скрывая свои фигуры в полумраке («Христос и эммаусский юноша», 1903). Игра красок в его картинах позже вернулась вместе с влиянием постимпрессионизма (Кертбен, 1906).
Он представлял свои картины на выставках МИЕНК (Кружка венгерских импрессионистов и натуралистов), а с 1907 года стал лидером-основателем Нёлчака, возглавив новые живописные начинания. В конце 1909 года группа представила свои картины под названием «Новые картины» в Салоне Кёнивеса Кальмана, носившие стилистические черты модерна, Сезанна, парижских дебрей, кубистов и экспрессионистов. Картины Кернстока были показаны в Берлине в 1910 году, а годом позже в Национальном Салоне Восьми и на персональной выставке.
Живописец стал участвовать в деятельности буржуазных радикалов, Общества общественных наук и кружка Галилея, а с 1910 года публиковал статьи по художественной политике, художественной педагогике и эстетике на Западе и в других журналах.
Эндре Ади, Бела Чобель, Дьюла Дерковиц, Арпад Фешти, Иштван Соньи, Янош Вашари и Оскар Яси были гостями на его вилле, построенной в Ньергешуйфалу. Будучи масоном, он в 1909 году основал ложу Марсиуса, а пять лет спустя стал соучредителем Национальной радикальной партии, а в 1918 году он также выступал в качестве президента партийной организации в Эстергоме.
Вершиной творчества его жизни можно считать Конную композицию (Всадники) 1912 года из собрания Венгерской национальной галереи на фоне Эстергомской базилики, а также стеклянные росписи виллы Шиффера (Будапешт, Мункачи Михая у .19/B) (1911), Дебреценский уездный зал, его стеклянные окна с фигурами семи вождей-завоевателей (1912) и фреска «Первобытные охотники» (1912-13), украшающая спортзал школы для мальчиков на улице Дугонича. (сегодня улица Вас) в Будапеште. Его графические работы также приобрели значимость в 1910-е годы: он рисовал обнаженных мальчиков, всадников, бегущих и лазающих лошадей с подчеркнутыми контурами.
Его пейзажи и мозаики, написанные во время Первой мировой войны, свидетельствуют о его близости к природе. В октябре 1918 года он с убеждением бросился в Астровую революцию, став правительственным комиссаром по делам искусства в Венгерском национальном совете, возглавляемом президентом республики Михаем Кароли. Во времена Советской республики 1919 года он преподавал в Свободной школе Харис Кёзи в Будапеште и по поручению художественного управления открыл бесплатную художественную школу в Ньергесуйфалу, среди его учеников был Дьюла Дерковиц.
После падения коммуны он попал в тюрьму, но был освобожден благодаря заступничеству своего коллеги-художника Одона Марффи.
Вместе с другими представителями венгерского авангарда Кернсток также эмигрировал и поселился в Берлине. В 1919 году он закончил картину «Зиватар», а в 1925 году написал «Тайную вечерю», один из шедевров венгерской экспрессионистской живописи, посвященную неудавшейся революции.
В 1925 году, после амнистии и смерти первой жены, он вернулся домой и через год женился повторно. Он был частым гостем в Арт-центре «Сольнок», стал членом художественного совета Нового общества профессиональных художников (КУТ). В его живописи суматоха сменилась строгой простотой (Адам, 1927; Ева, 1927; Ловасок, 1932). Его произведения 1930-х годов, такие как «Положение во гроб» (1934), «Похищение прекрасной Елены» (1935) или «Адам и Ева» (1935), характеризуются выразительным видением, сочетающим в себе стили древнегреческой вазописи, этрусской и ранней средневековые настенные росписи. В 1928 и 1933 годах музей Эрнста организовал коллекционную выставку его работ.
Карой Кернсток умер от инсульта 10 июня 1940 года в Будапеште. В Ньергесуйфалу его имя носят улица и начальная школа, а его статую можно увидеть в вестибюле школы. Его отреставрированная вилла была передана в эксплуатацию в 2022 году.
источник публикации:Magyar Nemzet